Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 16.10.2011г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Как относиться к людям.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 16.10.2011г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Как относиться к людям.

Untitled Document

От Луки Святое благовествование, глава 6 (31-36).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии, в кратком его содержании, говорится о том, каким должен быть христианин в своей повседневной жизни. Но, как бы ни было удивительно, ничего нового Господь не сказал своим слушателям, потому что эта истина была известна еще от мудрецов Ветхого Завета, которые говорили: «как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И вот, мы читаем эти строки, и становимся свидетелями действительно того, что Господь пришел, не принести какое-то учение, неведомое ранее, а Он пришел с совершенно иной миссией, не причастной к тому, чтобы быть только учителем мудрости, учителем благочестивой жизни. Такая роль могла бы выпасть на долю просто человека, пророка, но мы знаем, что Господь – Богочеловек. Его служение более возвышенное, более надмирное, чем принести новую нравственность, новые заповеди, какие-то не отрытые еще отношения между миром божественным и миром человеческим. И, тем не менее, Он в своей Нагорной проповеди, часть которой сегодня прозвучала, дает наставление, говоря о том, какими должны быть христиане, и как должны быть выстроены отношения в свете Нового Завета между Богом и человеком. И начинает Он с того, о чем было уже известно, о чем говорил, например, Гамалиил, один из старших современников Христа. О чем учил учитель фарисейства Гилель, а это максима, собственно говоря, принадлежит ему: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Далее Христос говорит такие слова, которые, в общем-то, в том обществе прозвучали несколько даже революционно. Он говорит: «Какая вам польза, если вы благотворите тем, которые в ответ будут благодарить вас? Какая вам польза, если вы будете занимать в долг тем людям, которые должны будут вам вернуть? Какая польза, если вы будете принимать у себя человека с расчетом, что и он когда-нибудь примет вас у себя дома?». И дальше говорит Господь то, чего уже в Ветхом Завете не было: «Любите врагов ваших, благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будете сынами Божиими». Действительно, в лучшем случае, врага могли в то время в том обществе терпеть, но любить, то есть любить так, как любят близких, дорогих, родных людей, конечно, не могли. И, если мы задумаемся о нашей жизни, поймем, что и нам это не под силу, и, тем не менее, есть такая заповедь, как же это совместить, как это понять? Почему мы, называющие себя христианами, в своей жизни не можем это исполнить?

Толкователи Священного Писания, например, преподобный Симеон Новый Богослов, говорил, что, действительно, человеку некоторые вещи исполнить нельзя. Например, нельзя быть таким совершенным, как совершенен Отец наш небесный, но стремление к этому должно быть. Это то, что должно показывать наше недостоинство перед тем человеческим обликом Христа, в котором Он явил себя на Земле, и стремиться восполнить, стремиться в чем-то другом исполнить, если мы не в силах в этой заповеди. Конечно, тщательное исполнение всех заповедей приносит человеку спасение, единение с Богом. Но, есть некоторые из заповедей, которые мы можем исполнить легче, скорее, они более соответствуют нашему духовному устроению. И нужно прилагать усилия для того, чтобы исполнять хотя бы эти малые, доступные нашим силам, заповеди. А потом, - говорит Симеон Новый Богослов, - вы увидите, как Господь пошлет вам силы исполнить и эти, более превосходящие тех, заповеди. И вам покажется, что действительно это возможно, а на самом деле вам будет помогать Господь. И примеров из христианской жизни, из жития святых мы видим множество.

Например, был такой святой Спиридон Синдонит, который известен тем, что раздал все свое имущество, после того, как прочитал в Евангелии о том, что нужно прежде напитать нищих, и носил только одну рубашку - синдон, от чего и получил свое название. Но еще, у него было Евангелие. И вот как-то он шел по городу и встретил нищего, который просил подаяние. У него не было денег, была только рубашка, без которой он, естественно, остаться не мог. И тогда он взял и продал свое Евангелие, а деньги отдал этому нищему. И когда его спросили: «Как же ты мог?», а дело в том, что по тем временам книги очень дорого ценились. Это были такие кожаные манускрипты, большие и, в общем-то, достаточно ценные сами по себе. А читал он эту книгу всем, к нему приходили христиане, это был источник знаний. И было очень ощутимо для того времени, - потерять текст. Хотя, многие части из Евангелия знали на память, но основной Его текст, все время читался среди этой первой христианской общины. И вот, люди ему задали вопрос: «Как же ты нас лишил такой милости, ведь мы познавали Бога из этой книги?» На что Спиридон Синдонит ответил: «Я сделал это потому, что прочитал об этом в этой самой книге».

И действительно, множество других примеров мы знаем из жития святых. Например, из жития Александра Свирского, который также принадлежал к богатому, знатному роду, будучи потомком князей. И он тоже полностью все роздал. И когда он увидел Святую Троицу, а ведь Господь явился ему именно потому, что он окончательно отрешился от мира, он понял, что все блага, все богатство, все достояние человеческой жизни находится в Боге, во Христе. И он жил в лесах, а теперь туда тянуться люди, чтобы приложиться к его нетленному телу, помочь своим близким молитвами, вымолить у него помощь, именно потому, что он жил так незлобиво, так по-христиански, как об этом заповедовал Господь.

Еще есть очень важная деталь в сегодняшнем Евангелии, там сказано, что если вы даете взаймы кому-то, говорит Господь, то не рассчитывайте, что вы что-то получите. И действительно, это указание каждому из нас, даже просто практическая рекомендация. Если к вам приходит человек и говорит: «Займи мне такую-то сумму», - то человек должен уже в сердце своем согласиться с тем, что все может перемениться. Пройдет год или больше, и за это время у этого человека измениться ситуация, он может вообще оказаться на краю жизни и смерти. И ни о каких деньгах и речи может не зайти. Но в настоящий момент нужно согласиться, что я просто отдаю тебе эти деньги: будет возможность - отдашь, нет, значит - нет. Притом еще, когда вы даете, не надо обидеть человека, оскорбить его тем, что ты даешь ему подачку, унизить его каким-то образом. Это тоже нужно уметь делать корректно, как бы снисходя к немощи и по-христиански с любовью.

Поздравляю всех с Праздником, желаю всем, несмотря на такую погоду, светлого христианского настроения. Пускай Господь благословит нашу жизнь и укрепит нас на пути ко спасению. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

16 октября 2011 года


Назад к списку