Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 30.10.2011г. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семенах.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 30.10.2011г. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле и семенах.

 

От Луки Святое благовествование, глава 8 (5-15).

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

«Рече Господь притчу сию…», слова, которые мы часто слышим за богослужением.

Евангелие и его духовное содержание основано на многих аллегориях, на тех сказаниях, которые были доступны для восприятия современникам. И Господь, зная, к кому Он обращается, понимая, что эти образы будут ими понятны, привносит еще какие-то очень важные сообщения, важные для повседневного быта и для всего того, что дает возможность человеку соприкасаться иным мирам.

И вот сегодня Господь рассказал притчу о сеятеле, о том человеке, которого можно было встретить на полях Палестины, потому что два раза в году такие люди выходили  для того, чтобы разбрасывать в разные стороны семена. Но, мы, которые ничего не понимаем в сельском хозяйстве, мы должны иметь в виду, что этот человек не просто разбрасывал. А в процессе очень длительного регулярного труда у него развилась опытность, и он бросал семена так, чтобы каждое семя попыталось  все-таки прорасти и принести плод. Любой крестьянин, а если вы вспомните историю - будете знать, для того, чтобы засеять свое поле, он еще зимой начинал думать: «Откуда мне взять эти семена, где я их получу? Может быть, придется залезть в долговую кабалу и потом выплачивать. А может быть, тот богач, который мне даст эти семена в мешках, он потребует очень большой процент, и я навсегда потеряю свою человеческую свободу и навсегда превращусь в раба». Вот, о чем шла речь. И потому мы, конечно, понимаем, что каждое семечко, брошенное им в землю, было практически на вес дыхания воздуха, потому, что в нем заключалось будущее этого человека - его свобода. Не просто он   разбрасывал семена, как некий мусор, а, действительно, с таким сознанием, чтобы каждое семя проросло. Так и Господь дает нам свою помощь.

И, вот, Господь Иисус Христос говорит, что вышел сеятель сеять семя, и одно упало при дороге, прилетели птицы и склевали его. Другое упало на камень, быстро проросло, пустило росток, но корня нет. И взошло солнце, и увяло семя. Еще одно - попало в терние, и терние заглушило его, не дало этому семечку прорасти. И еще одно семя попало в добрую почву и принесло плод сторичный. «Кто имеет уши слышать, да слышит!», - говорит Господь наш Иисус Христос.

И когда ученики спросили Его: «Что бы значила притча сия?», Он им ответил: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они, глядят и  не видят, и слыша - не разумеют». Это очень важные слова потому, что дальше Он поясняет, что сеятель – это Господь, что семя – это слово Божие, тот Божественный Логос, который Бог посылает человеку, и куда, в землю, а земля – это сердце. И вот тут мы должны вспомнить, что же такое сердце для человека?

В другом месте Святого Евангелия, Господь говорит: «Где будет сердце ваше, там будет и ваше сокровище». И действительно, сердце – это вместилище некоего сокровища. И в большем смысле: сердце ищет истину. Оно пытается постигнуть, что же такое истина в последней или первой своей инстанции. Что является тем, чему можно беспрекословно следовать, что можно поставить во главу угла всей своей жизни, что можно назвать не просто правдой, а такой сердцевиной, за которую нельзя не отдать свою жизнь. Вот, что такое истина. И всю свою историю человечество пыталось эту истину каким-то образом постичь.

И вот Христос говорит о том, что истина, это и есть то самое сокровище, которому должен следовать человек, то самое главное благо, или как мир говорит – счастье. Потому что счастье и истина, это, в принципе, одно и то же. Но одни видели благо в одном, а другие – в другом. А Господь говорит: «Истина – это Царство Божие». «Царство Божие», - еще в другом месте говорит Господь, - «внутрь вас есть».  То есть то, что составляет сердцевину всех наших чувств – это именно сердце.

И вот это сердце принимает слово. Зачем ему нужно слово? Слово, - как послание от Бога. Слово, - как та воскрешающая сила, которая способна человека правильно сориентировать в этой жизни. Это по-другому – логос, Божественный Логос, который воспринимается нами, и который должен пустить какие-то всходы, пустить ростки.

Тема зерна всегда сопутствовала проповеди Христа. И Он часто сравнивал даже Себя Самого с тем семенем, которое прорастет, и которое должно, будучи мертвым, воскреснуть из мертвых, и это, в какой-то степени, тоже чудо, ожидаемое каждым из нас. Но сердце, ведь оно и играет главную роль – прорастет это семя или нет.

И вот мы видим в своей жизни разных людей, людей, которые могли бы совершить чудо. Могли бы из этого маленького камешка, на который похоже сухое зерно, вырастить дерево и принести себе же плоды, потом эти плоды умножились бы в поколениях, они дали бы замечательный урожай. И если мы перенесем это на духовную плоскость, то увидим, как это важно, какое это благо для человека. А благо - это тоже истина, это тоже Царство Небесное. Но некоторые отказываются от этого.

И вот мы видим семя, падающее при дороге. Налетают птицы, Господь говорит: «Птицы – это не просто суета, это сам дьявол, который похищает семя, который дает человеку ложные ориентиры», и  Логос заглушается в его сердце, он не звучит так отчетливо и ясно, как хотелось бы для спасения человека. Дьявол похищает Слово и погибает это Живое Начало.

Что же значит камень? Есть люди восторженные, очень чувствительные; есть такие люди, которые даже плачут, читая Священное Писание. Их все очень сильно трогает, но когда начинаются какие-то трудности, а еще хуже – гонения, эти люди не выдерживают, они считают, что спасение можно достичь легким путем; без страданий, без креста, без сораспятия тем лютым страстям своим. Такого образа они не понимают, и это, как раз, о них. Нет доброй почвы, слишком огрубела почва в сердце человеческом. И вянет слово, гибнет, умирает.

Другие люди тоже любят Бога. И тоже к нему стремятся. И хотят достичь Царства Небесного, и их сердца обращены к Небу. Но, еще больше они обращены к миру. И в этом мире терние страстей и житейских попечений возобладают и семя тонет в них, гибнет. Оно хочет вырасти, но эти тернии, и их колючки, не дают возможности пробиться к солнцу, не дают принести плоды. И тоже погибает это доброе начало.

Но есть и другие люди, которые всегда рождались на Земле, которые любили Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением, любили ближнего как самого себя, И вот их сердце было настолько напоено этой божественной любовью, что семя находило свое место и возрастало. И проходили годы, и духовные плоды этих людей не стираются из памяти последующих поколений. Имена их сияют как образцы подражания для нас.

И вот сегодня утром я листал очень толстую книгу, посвященную Святителю Николаю, в которой собраны не столько описания его жития, но в основном чудес, которые были при его жизни и после его уже ухода с этой земли. И на мысль пришло следующее: «Почему так давно это было, но интерес не иссякает? Почему годы не способны стереть из нашей памяти стремление к этому человеку? Почему, когда глядишь на его светлый образ, думаешь о том, насколько же человек может быть прекрасен и как страшно потерять эту свою человечность, этот свой Образ Христов, который должен сиять в нас?» Потому, что в лице Святителя Николая воссияла для всего мира та Божественная Любовь, тот  Образ Христа, та жертва, которую Он принес, то, что мы называем Царством Небесным. Поэтому люди, которые видели его на земле, они уже забывали, что они на земле, они думали, что вот, для них открылась дорога в Рай. Они знали, что, вот перед ними человек, который видел ангельские лики и который на землю принесет, и приносит то Святое Богоподобие, к которому каждый  из нас устремлен, и которое, каждый из нас в своей душе чувствует. Поэтому память о них в род и род.

Прекрасная притча, хорошие слова. Слушаем каждый год. И выводов, как правило, не делаем, потому, что, ведь как же мы храним это семя? Евангелие, которое каждый человек, как бы должен читать ежедневно, оно не оставляет в нашей жизни следа. Оно подобно тому семени, которое как было камешком, так оно камешком и лежит где-то там на нашей глубине, не прорастая и не принося плода. Что же делать? Как нам действовать, чтобы это семечко проросло?

Конечно, мы может предпринять разные духовные практики, мы можем, и, наверное, даже, должны принуждать себя, даже против собственной воли, читать Его, исполнять, и следить за своими мыслями. Но ничего не произойдет, если не захочет Господь. Он смотрит на сердце и ждёт, когда наша свободная воля откроет перед Ним эту сердечную глубину. И тогда, Само Слово Божие  начнёт благотворить, если хотите, в нас. Поэтому нужно вымолить эту благодать. Прежде всего, нужно обратиться к Господу и сказать, как в молитве перед чтением Священного Писания: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Благоутробия нетленный свет…» И этот свет, который излучает Священное Писание, пускай он нас коснется, пускай он преобразит наше сердце и сделает нас людьми новой природы, божественной, святой, чистой, чтобы сердце наше пело. А если сердце будет петь, то и вся наша природа будет живым инструментом служения Господу. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

30 октября 2011 года


Назад к списку