Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 04.12.2011г. Введение в храм Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 04.12.2011г. Введение в храм Пресвятой Богородицы

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздник введения в храм Божией Матери, - воспоминание Священной истории, которая случилась с Пресвятой Богородицей, когда Она, по исполнении 3-летнего возраста была приведена своими благочестивыми и святыми родителями в храм иерусалимский для того, чтобы там жить до 12 лет, прибывая в богомыслии, чтении, поучениях, труде. Чтобы в этом храме возрастать от силы в силу, от младенчества к юношеству, и воспринять на себя тот величайший подвиг, который судил Ей Господь, - быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

День введения в храм Божией Матери более значителен в Ее жизни, чем, даже Ее рождество. В день рождения Пресвятой Богородицы мы вспоминаем Ее появление в этом временном мире. А сейчас, мы вспоминаем Ее введение в храм, где Она рождается духовно, и именно в церкви, ей открывается иной мир – мир Божественной Благодати. И, поэтому, святой Иоанн Златоуст пишет, что введение в храм – более значительное событие. Далее, он развивает свою мысль, он говорит, что в 3-летнем возрасте человек уже в состоянии иметь какое-то впечатление от окружающего его мира, он может отзываться на все те явления, которые в этом мире нас встречают, у него есть свое мнение, у него есть уже какая-то память, которая останется до конца жизни, потому, что до этого возраста человек мало что помнит, мало что может воспринять.

И вот, в 3-летнем возрасте Пресвятая Дева была приведена в храм, и там были ступени. И сказано, что Ей было бы тяжело, в человеческом понимании, преодолеть эти ступени, но на каждой из них Она останавливалась и воспевала хвалу Господу. Ее сопровождали девы с зажженными свечами, которые вторили Ей, которые повторяли за Ней слова этих славословий Божиих. И вот, теперь, в церковном богослужении эти песни называются «степенными», их поют, перед тем как на Утрене на Полиелее священник читает Святое Евангелие. Вот как раз в этот момент вспоминается, что Пресвятая Дева преодолела все эти 8 ступеней, которые отделяли землю от иерусалимского храма.

И, действительно, храм имел не только прямое значение, в нем не только приносились жертвы, в нем не только хранилась вера в Единого Истинного Бога в Ветхом Завете. Он еще нес и символическое значение для тех иудеев, которые жили тогда, и, конечно, жили не очень богато. Храм был единственным, действительно впечатляющим зданием, взирая на которое, даже иноплеменники восхищались.

Когда Пресвятая Дева, сопутствуемая своими родителями и множеством других людей и родственников, шли по дороге, то еще издалека они увидели на горе возвышающийся храм. Его белые стены венчали золотые купола, как паруса венчают корабль. Их ослепительный блеск на фоне голубого неба был виден издалека. Это создавало такую неповторимую картину торжества любви и веры, которую люди, строившие храм, хотели воплотить в нем.

Кроме всего этого, храм был еще тем местом, где пребывала Благодать Божия. И это, наверное, самое главное, из-за чего Пресвятая Дева пришла в этот храм, потому, что здесь Ее на руки взял первосвященник и занес во Святая Святых, куда он и сам не имел права заходить, когда ему вздумается, а только один раз в определенный день, на праздник, когда нужно было принести жертву очищения перед Ковчегом Завета и окропить его жертвенною кровью, произнести имя Божие и выйти до следующего года. И вот, вдруг, по велению Духа Святаго, он взял на руки эту девочку и занес во Святая Святых, туда, где непременно пребывал Господь, где своей Благодатью Он постоянно свидетельствовал о своем присутствии среди богоизбранного народа.

Потом прошло много времени, и в течение этого времени Пресвятая Дева проживала во Дворе дев, который примыкал к храму. Любой человек, желающий посвятить своего ребенка Богу, мог принести его в храм и оставить там. Поэтому среди таких же девственниц пребывала Пресвятая Богородица. Она очень любила читать и вышивать. В Священном предании сказано, что Она собственными руками вышила завесу храма, сделанную из очень тонкой драгоценной шерсти, выкрашенной в голубой цвет. И Она сама ткала этот материал. Долгое время эта завеса находилась в Храме Господнем.

Потом, Она читала Священное Писание и там познавала волю Божию, особенно в пророческих писаниях. И, наверное, Ее сердце сжималось, потому, что не было такой женщины, которая не мечтала быть матерью Мессии Христа. Но вот, такая судьба выпала Ей, и именно в храме. Почему мы всегда утверждаем, что в Церкви соделывается наше спасение? Сейчас, конечно, нет уже того храма, потому что за грехи людей благодать Божия покинула тот ветхозаветный храм. Но Господь утвердил здесь среди людей, среди нас – христиан Святые Таинства. И вот эти Таинства мы совершаем в церкви.

Таинство – это не просто священное действие, это не просто молитва, а это – такое снисхождение Бога к людям, благодаря которому человек может прикоснуться к своему Творцу, может каким-то образом поучаствовать в этом благодатном, исцеляющем действии Божьем здесь, на Земле. И для этих Таинств, конечно, прежде всего, для Таинства Святого Причащения, которое вот только что мы сегодня совершали, существуют православные храмы. И вот в этих храмах, так же как и в том, ветхозаветном, где жила Пресвятая Дева, соделывается дело нашего спасения. Здесь мы призваны в тишине и благоговении познать Волю Божию. Мы должны научиться молиться, терпеть, мы должны любить друг друга, так как завещал и заповедал нам Спаситель. И как Господь явил на примере Божией Матери ту, действительно недостижимую любовь для человека, которую она имела. Мы должны к этому стремиться.

В святом храме человек слушает Священное Писание и это должно дать ему спасительные познания, которые позволят в трагическом случае, в тяжелом случае сделать правильный выбор. И, прежде всего, это Священное Евангелие, которое мы возглашаем здесь, слушаем, поучаемся и понимаем, как далеки мы еще от того евангельского идеала, который предложил нам Господь наш Иисус Христос. Но, самое главное дело в движении. Как только человек опускает руки, течение уносит его по жизни, и тогда возврат уже очень сомнителен. Поэтому Господь призывает нас на этом пути христианского делания не оставлять своих трудов, все время совершать их, пусть и падать, но вновь вставать, находя в себе силы.

В храме мы приносим Богу покаяние. Покаяние – это не просто исповедание грехов, а это - то состояние духа человеческого, когда он чувствует, что без Бога он никто и ничто, только с Богом он – великая сила. Человек действительно с помощью Божией способен достигнуть невероятных свершений, а «без Бога – не до порога», - как говорит народная мудрость. «Без Бога»,- как сказал Ф.М. Достоевский,- «человек - дрянь». К сожалению, это действительно так, потому, что мы видим на примерах многих образованных и умных, просвещенных людей, как без Бога они метались, они не находили в себе силы для того, чтобы жить, они хотели выйти из этой жизни и не понимали причину своих страданий, причину своего неудовлетворительного состояния духа. А было все просто: они не имели веры.

Вера и храм Божий – это две вещи, которые идут рука об руку. Храм Божий для человека, - это начало и конец. В храме человек получает святое Крещение и этим Крещением он вводится в мир духовный, мир, который способен дать ему очень многое для того, чтобы достичь вечности. Здесь в течении жизни, он предстоит Богу в молитве и открывает своё сердце. Сердце человека бывает там, где его сокровище, и потому главные сокровища Церкви – это молитвы верных. В этом же храме его отпевают и отправляют на место упокоения. И, действительно, таким образом, весь цикл наш проходит вокруг этого храма, в котором пребывает благодать Божия, способная нам помочь, дать нам то, о чем и мечтать не приходится.

Дорогие братья и сестры, сегодня День введения в храм Пресвятой Богородицы и то, что произошло с Ней в Ее жизни, во многом случилось именно в том Ее состоянии молчания и моления, когда Она пребывала в храме. Потому, что внешняя жизнь человека, она не о многом может сказать, а внутренняя жизнь как раз и есть тот сокровенный в сердце человек, который способен войти в Царствие Небесное.

Есть такая притча у одного духовного писателя, которая повествует о том, как некий царь решил украсить один из залов своего дворца. К одной стене он пригласил трудиться восточных художников, китайцев, а для украшения другой стены он позвал художников из Византии – христиан. И вот, восточные мастера затянули полотном эту стену, натянули холсты, поставили леса и стали грунтовать, шпаклевать стену и наносить на нее дивные, прекрасные узоры.

На другой стороне трудились христиане. Прежде чем начать работать, они очень внимательно изучили, из чего сделана эта стена, и, оказалось, что сделана она из драгоценных камней, но только не ограненных, не подверженных еще обработке. И вот тогда, они стали расчищать эти камни, чтобы каждый имел свою форму, стали гранить их. И через какое-то время сняли пелену и с одной и с другой стороны. Вначале показали работу восточных мастеров, и все ахнули: казалось, что деревья, и даже те травы, которые там нарисованы – шумят на ветру, реки текут, и журчат ручьи, - так, как будто слух обманывался и подтверждал достоинство этого дивного зрелища. Действительно, было очень красиво.

Когда сняли пелену с другой стороны, то солнце заиграло во всех гранях этих рубинов, сапфиров, алмазов, и люди не могли даже и слова сказать. Они поняли, что работа византийских мастеров прекраснее, вдохновеннее. Так и человек. Можно, конечно, наложить много слоев штукатурки на свою внешнюю жизнь. Но лучше взять этот драгоценный камень и огранить его, дать возможность Божественному Свету светить, сиять и удивлять и Бога и людей.

Вот Пресвятая Богородица совершила такой подвиг. Ее внутренний мир стал источником богатства всех последующих поколений христиан. Вы помните, в Евангелии сказано, что все слова Она слагала в сердце своем, то есть была немногословна, и из Ее дел мы мало, что знаем. Больше всего мы Ее видим в Евангелии уже тогда, когда Господь был взят под стражу, когда Ему нужна была помощь, когда Ему нужна была сострадательная любовь. А до этого Она как бы находилась в тени Христа и Его учеников. Но настоящая любовь никогда не умирает. Тогда эта действительно ослепительная духовная чистота и красота, которой владела Пресвятая Богородица, будет удивлять нас и восхищать во все времена.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, покрый нас Честным Твоим Омофором!

Протоиерей Владислав Шмидт

4 декабря 2011 года


Назад к списку