Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 25.12.2011г. Неделя 28-я по Пятидесятнице. День памяти св. Спиридона Тримифунтского
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 25.12.2011г. Неделя 28-я по Пятидесятнице. День памяти св. Спиридона Тримифунтского

Untitled Document

От Луки Святое благовествование, глава 14 (16-24) "Много званных, но мало избранных..."

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среди большого разнообразия евангельских притч, с которыми обращался к своим слушателям Иисус Христос, сегодняшняя притча стоит как бы особняком. Она вызывает недоумения в нашем сердце, ведь она говорит о какой-то очень важной составляющей нашего бытия, о той заботе, которую мы имеем в этой жизни, к которой мы привязаны, которая, каким-то образом, не отпускает нас для того, чтобы во всей полноте открылись человеческие дарования.

И вот сегодня Господь говорит о том браке, который, в переносном смысле, нас ждет после всеобщего воскресения. Он говорит о том, что подобно Царство Небесное царю, который готовился к браку своего сына. И до этого брака он заранее предупредил своих друзей, тех, так называемых званных, которые должны были придти и наполнить его горницу, должны были вместе порадоваться знаменательному событию в жизни правителя, когда наследник вступает в законный брак. «В переносном смысле»,- говорит Иоанн Златоуст, - «Господь хотел сказать о той, действительно нетленной пище, которую будут получать святые в Царствии Небесном. И это, действительно, своего рода празднество, которому нет конца. Это такое состояние, которое не может себе вообразить человеческий разум, - вот что такое жизнь в этом Царствии».

И вот когда пришел срок этому браку, царь велел своим слугам обойти его друзей - тех людей, которых он приглашал, и напомнить им, что пора идти на пир. И что же, когда эти слуги стучались в двери, им отвечали следующее: «Вот, я купил землю и надо ее осмотреть, мне нужно проверить, насколько она плодородна, насколько она полезна будет мне в моих трудах». Земля во все времена была символом богатства, земля кормила человека, она была местом, где он трудился и в поте своего лица добывал себе хлеб. Земля – это место, где стоит дом человека, где находится его семья, где вместе все собираются. И, казалось бы, мы можем спросить: «А что в этом плохого? Это же ведь прекрасно, что мы можем жить такой вот частной жизнью и радоваться нехитрым семейным праздникам. А Господь говорит о какой-то другой вечере, о каком-то другом празднике».

Следующие, к кому постучались слуги, сказали, что купили пять пар волов и надо опробовать их в работе, посмотреть, как они трудятся, может быть, и не понапрасну ли мы потратили наши средства. Домашний скот тоже был символом прибыли, символом богатства, преуспевания, ведь человек уже не ходил пешком, а запрягал телегу, и это был своего рода транспорт. Он выделялся из числа прочих людей, это было важно. И мы опять можем подумать: «Неужели это Господь осуждает и говорит нам о том, что этим заниматься плохо? Что нужно все это бросить и идти куда-то, на чужой праздник?»

Третьи люди преподнесли еще более глубокое сообщение: «У нас своя свадьба». «Я сегодня», - сказал один, - «женюсь и хочу отпраздновать этот день. Это мне ближе, чем тот брак твоего сына. Я хочу насладиться своим семейным счастьем, а до чужого мне дела нет». И это тоже нормально, ведь мы хорошо знаем сами себя и понимаем, что если у нас и есть какая-то любовь, то она во всей полноте может излиться на того человека, который нам приятен, которого мы могли бы поставить во главу угла своей жизни. Но, как бы это не звучало странно, в данном случае, в контексте этой притчи, Господь все это осуждает. И в конце, подводя черту, он говорит, что много званных, званы практически все от рождения, но избранных мало. Избранных мало, не потому что тщательно и скрупулезно отбирает Господь лишь некоторых, а потому, что некоторые из числа людей считают, что есть какие-то ценности, которые больше чем ценности Царства Небесного, чем те, действительно нетленные богатства, которые может дать человеку Бог.

Но вот, на опыте святого, память которого мы сегодня празднуем, Спиридона Тримифунтского, мы видим, что были и другие примеры. И он не одинок в подвиге своей жизни. Если мы откроем православный календарь и увидим имена, то мы поймем, что таких людей было много. Но и много было званных, наверное, в тысячу раз больше. Наши святые явили собой то избранничество, о котором говорит сегодня Господь. То есть они поняли, что наряду вот с этими нашими земными радостями есть радость нетленная, есть Царство Небесное, куда нужно стремиться, и чему, прежде всего, нужно отдавать приоритет. И если человек  слышит, что где-то раздается духовное богатство, то он все временное должен оставить и стремиться к этому источнику. Потому что также пройдет это временное, как истлеет человеческое тело. И, наверное, никто из живущих на земном шаре людей, не будет утверждать, что он будет жить вечно здесь на Земле в этом теле, никогда не постареет и никогда не умет. Конечно - умирание, это судьба всех людей.

И вот, казалось бы, все это мы помним, все это знаем, считаем себя взрослыми и разумными людьми, и вместе с тем очень часто, и, как правило – всегда, в решающий момент, когда наступает вот этот предел вечности, когда нас зовут на эту, действительно нетленную вечерю Царства Небесного, какие-то заботы, какие-то дела, какие-то мысли отлучают нас от этого главного и первостепенного, и очень важного. А ведь подумайте, что Господь сказал: «Прежде всего, ищите Царства Небесного».

И если мы раскроем житие нашего святого Спиридона, то мы увидим, какие там невероятные чудеса. И мы потом закроем эту книгу и скажем: «Ах, какие сказки, это было давно, наверное, что-то привнесли, что-то придумали и о чем-то присочинили, а на самом деле все было также все скучно и обыденно, как в нашей жизни, просто людям нужны какие-то развлечения, вот они ради этого и придумали чудеса». Но на самом деле, к счастью, это не так. Потому что чудо, которое происходит в жизни святого - это нормальное течение его жизни, это утверждение того, что те вещи, которые сокрыты до времени от нас, ему открыты прежде времени, прежде того расставания с телом, которое всегда, рано или поздно, происходит у человека. Святой живет уже в том измерении, которое не поддается анализу человеческой логики, и нам кажется, это невозможно, это чудесно. К примеру, то, как превратить змею в золото. Но для человека, который живет уже на той брачной вечери у Христа, для него возможно все. Поэтому, изучая и углубляясь в эту тему, мы понимаем, чего лишаемся, когда предпочитаем временное - вечному, тленное - нетленному. И таким образом отделяем себя от вечного спасения во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

25 декабря 2011 года


Назад к списку