Новости
- Праздник Успения Пресвятой Богородицы (ФОТО)
- 31 Август 2023
- В воскресной школе перед началом учебного года был отслужен молебен (ФОТО, ВИДЕО)
- 28 Август 2023
Объявления
- Желающим совершить таинство Венчания
- 10 Август 2022
Воскресенье 22.01.2012г. Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. День просвещения.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня неделя по Богоявлению и мы призваны вспомнить и пройти мысленным взором тот путь, который проделывали в течение всех святочных дней, начиная с Праздника Рождества Христова и заканчивая Великим Праздником Богоявления. Нужно сказать, что в Церкви, которая существовала в человеческой истории на протяжении первых 5-ти, 6-ти веков, эти праздники были соединены в один день, день, когда Рождество и Богоявление Христовы прославлялись одновременно. Потому что предполагалось, что само Рождество и есть явление Бога среди людей. Но со временем значение Крещения в христианской жизни приобрело такие размеры, что понадобилось отдельно выделить для него какие-то хронологические пределы. И вот сейчас мы находимся в днях попразднства Крещения Господня, которое в нашем богослужебном Уставе именуется как День Просвещения. Просвещения, потому что явление Бога на земле, явление Его миру, все те знамения, сопутствующие этому явлению, все те глаголы небесные, которые слышал Предтеча и передал другим людям, все это стало достоянием огромного количества людей, приобщившихся к этому чуду, увидевших Бога, живущего на земле и таким образом просветившимся. Поэтому Церковь, указывая на этот Праздник, призывает и нас, духовно в нем поучаствовать, каким-то образом прикоснуться к нему; сердце свое разумное и духовные очи свои приложить к этому Великому Таинству.
Крещение Господне, что это за праздник? Все четыре евангелиста описывают его и уделяют ему достаточное внимание и говорят о том, что прежде чем Господь явил себя миру, на Иордан пришел Его родственник по плоти - святой Иоанн, которого мы называем Предтечей. В какой-то степени, Иоанн был человеком не от мира сего. Евангельское слово говорит о том, что он жил в пустыне, питался акридами. Акриды – это разновидность саранчи, съедобные лапки которой служили пищей отшельникам, живущим в пустыне, где порой и воду трудно было найти, а тем более пропитание. Иоанн питался медом диких пчел (мед дивий, как сказано в Евангелии). Из одежды носил куртку из верблюжьей кожи и кожаный пояс. Более ни о каких предметах, ни о каких орудиях не говорится. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Иоанн Предтеча был великим подвижником и таковых, не оставляет Господь». Мы не знаем всей полноты его духовной жизни, но можно предположить, что пищу ему доставляли сами ангелы. В те далёкие времена, когда Пресвятая Богородица сподобилась великого Дара Благовещения, когда Бог стал жить в Ее чреве, Она решила навестить свою родственницу Елизавету, проживавшую в небольшой деревушке (Евангелие называет это селение Горняя, предполагается, что это было где-то в горах). И вот Она совершила долгий путь. Елизавета была уже на 6-м месяце беременности. И вот когда Матерь Божия подошла к ней для того, чтобы ее поприветствовать, то, как сказано в Евангелии: «взыграся младенец во чреве ея». Мы это Евангелия часто слышим, его читают, когда прославляют Божию Матерь. И вот этот младенец и был Иоанн будущий Предтеча. Он дал знать, что это не просто пришла родственница, чтобы навестить и порадоваться, потому, что у Елизаветы долгое время не было детей; но что свершилось что-то великое, и оно рядом. И вот он, младенец, еще не рожденный, почувствовал Спасителя Бога, пришедшего вместе со Своей Матерью, внутри Ее, пришедшего для того, чтобы прикоснулись к тому великому и страшному, что ждало все человечество в будущем. И вот Богородица воспела ту песнь, которую мы постоянно в храме поем: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем…». Иоанн Предтеча уже знал и ведал своего Спасителя. И он уверен был, что он Его узнает вновь, так же как за стенками телесного покрова своей матери он узнал своего Бога и Спаса…
И вот Христос пришел на Иордан для того, чтобы над ним совершили обряд крещения. Это было не то крещение, которое мы, христиане совершаем сейчас, совсем другое. Это было крещение покаяния, когда люди приходили к Иоанну и каялись в своих грехах. И вот эти грехи, эти исповеданные беззакония, совершенные ими, люди пытались каким-то образом изгладить. Обращаясь к окружающим его, Иоанн спрашивал их, готовы ли они изменить свою жизнь. «Да!», - отвечали люди, тогда он вел их на глубину реки и там совершал трехкратное погружение и произносил очистительную молитву. И как говорят толкователи Священного Писания, в тот момент, когда человек погружался в воду, грехи, которые были на нем смывались, стирались, человек выходил чистым, обновленным, все свои помыслы он теперь устремлял на духовное. Когда же Иоанн увидел, что Христос подходит к нему, он ужаснулся, ибо уже знал, что по существу, по природе своей этот Человек, этот Богочеловек – свят. И он воспрещал Ему, он Его удерживал, говоря: «Я должен креститься от Тебя, а не Ты, ведь Ты же - Бог, ставший Человеком». Но Христос ответил ему простыми словами, Он сказал: «Нам надлежит исполнить всякую правду». В чем же заключается эта правда? И вот, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Эта правда носит как бы двоякий характер. Христос пришел не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть за грехи людей, за грехи мира. Но для того, чтобы умереть за грехи мира, Ему нужно было приобщиться ко всему тому человеческому, что совершилось на этой земле. Он должен был быть таким же, как любой другой человек. И вот эта Его готовность понести грехи, смириться даже до такого состояния, каким бывает человек грешный, была тем временнЫм явлением, тем исключительным феноменом Его спасительной миссии. С другой стороны, Господь пришел на Иордан безгрешный, Он зашел в эти воды и на Свои безгрешные плечи взял грехи тех людей, которые входили, омывались, как бы оставляя свои грехи в Иордане. Он вошел безгрешный и взял их на Себя. Таким образом, совершилось то, что было предсказано пророками, что было сказано последнему пророку - Иоанну Крестителю, который должен был ждать, и не мог умереть до тех пор, пока не исполнил своей миссии».
Мы слышали, что в писании об Иоанне сказано, что он – «глас вопиющего в пустыни». Действительно, образ человеческий как бы стирается, остается только его служение ( его голос, его слово), а служение его в том, чтобы предуготовать, чтобы выровнять пути Господни, чтобы открыть дорогу не к себе, не к каким-то своим особенным словам, или дарам, а ведь он был тоже чудотворцем, а отрыть дорогу ко спасению; а спасение, возможно только в Боге. И вот сегодня в Евангельском чтении мы слышали, что Иоанн был взят под стражу. И когда Господь узнал об этом, то Он из Назарета переселился в город Капернаум. Город, который находится на берегу Галлилейского моря, город, который благоухает цветением роз, который омывается струями теплого моря и согревается лучами ласкового солнца, да и теперь там очень благодатно и приятно жить, и вот там зайдя в синагогу Господь открыл Священное Писание и стал читать слова из пророка Исайи, которые звучат следующим образом: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал меня благовествовать нищим, Он призвал меня, чтобы открыть правду, сидящим во тьме и сени смертней, Он сделал меня тем, кто должен выпустить измученных на свободу». И когда Он закрыл эту книгу, Он сказал: «Ныне на Мне исполнились слова писания сего». И что же сделали люди, которые окружали Господа? Вместо того, чтобы возрадоваться, что Бог пришел на землю, они решили Его бросить в пропасть, которая находилась рядом с этим городом или побить камнями. И действительно, это образ каждого из нас, потому, что и нам свойственно сомневаться, уходить от ответственности за свое духовное спасение, каким-то образом удаляться от святыни, оправдываясь, что этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Протоиерей Владислав Шмидт
22 января 2012 года
Назад к списку