Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 19.02.2012г. Евангелие "О страшном суде"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 19.02.2012г. Евангелие "О страшном суде"

Untitled Document

От Матфея Святое благовествование, глава 25 (31-46).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот уже совсем близко начало Великого поста, и сегодня мы читали отрывок из Евангелия «О страшном суде». Со слов Господа Нашего Иисуса Христа, в образах пред нами представлено то будущее, которое ожидает душу каждого из нас, и не  сразу после нашей смерти. После нашей смерти наступает, так называемый, частный суд, когда до времени, до какого-то срока, о котором мы знать не можем, наша душа определяется в вечных обителях, но только до срока. Почему мы совершаем молитвы об усопших, и вот вчера читали их? Потому, что верим и надеемся, что по нашей любви, по той заботе, которую мы оказываем усопшему, его участь может быть изменена. Каким-то образом Господь призрит на эту любовь, которую возбуждает его душа, уже ушедшая из этого мира, в людях, оставшихся здесь, и, наверное, не случайно. Ведь это значит, что какие-то его добродетели сохранились в их жизни в нашей памяти после их ухода из этого мира. И вот по этим заслугам, может их вечная жизнь перемениться в тот самый день, о котором мы читали, - в день Страшного суда.

Почему суд называется страшным? Ведь казалось бы странным, что Бог хочет нас запугать, загнать нас в угол, чтоб мы тряслись и боялись, и всячески устрашались тех картин, которые бы этот суд собою являл. На самом деле мы видим, что никаких устрашений нет. Господь является пред людьми, и разделяет общество, людей, живших на земле, на две, можно сказать, неравные части. И Христос приводит приточный образ, Он говорит, что Сын Человеческий, то есть Бог Сын, разделит всех людей подобно тому, как пастух делит свое стадо. Когда снимают шерсть, то, как правило, стригут овец, а коз не стригут, отгоняют в сторону. На Страшном суде, тем, которые станут справа, Господь скажет: «Вы напоили Меня  жаждущего, накормили Меня голодного, приютили  бездомного, посетили Меня когда Я был в больнице или в тюрьме, и за это Я дарую вам Царство Небесное, войдите в радость Господа Вашего». И по чистоте сердечной эти люди, которые получат такую великую награду, Царство Небесное, а это ведь Рай, это радость, это такое состояние духа и всего, что окружает человека, когда его сердце поет, они спросят: «Когда мы Тебе это сделали?». А Господь им ответит: «Вы сделали это братьям Моим меньшим, а через них, таким образом, сделали и Мне». А другим Он скажет подобные слова, но только с отрицанием: «Вы не напоили, и не накормили Меня, и не посетили, и не сделали по правде и любви»…
Вот мы, казалось бы, понимаем эту притчу. Мы видим, что помочь войти в Царство Небесное нам могут наши близкие, которые рядом с нами, но, с которыми мы жить, на самом-то деле не умеем, а все время ругаемся, выясняем отношения. Имеют место обиды, взаимные упреки, все то, что мы называем гневом. Все это изливается на наших близких. Как часто мы видим, что нет мира среди родных людей, а ведь он должен быть! И кажется, об этой притче и говорить нечего, понятно, что суд будет без милости тому, кто сам не оказывал этой милости другим. Значит, братья и сестры, будем трудиться, будем стремиться, и использовать эту возможность, которую дает нам Господь, использовать ее, вызывая в близких наших, действительно, то добро и отзывчивость, которые необходимы нам для нашего спасения.

Но этого было бы мало, наверное, если бы не упомянуть об одной детали, которая как бы тайно присутствует в этой притче. Ведь, если мы будем делать добро, только из страха наказания, из-за того, что Господь нас осудит на Страшном суде, то на самом деле, мы ничего не совершим. Эта притча в глубине своей призывает нас делать добро, не потому что с помощью этого добра, или доброделания, как мы говорим, мы можем рассчитывать что-то взять, что-то заслужить перед Богом, нет. Мы должны это добро совершать именно в силу того, что человек, по своей природе – образ Божий и этот образ должен жить так, как Господь ему повелел, жить в добре, жить в правде, жить в чистоте, жить и стремиться к своему источнику. Не потому что, если он будет жить иначе, он будет наказан, нет, а просто потому, что он знает, что по-другому жить просто нельзя, нет смысла, это разрушает человеческий образ. И если он будет делать добро только из страха наказания, то, на самом деле, он будет служить как раб. Ведь раб работает до тех пор, пока есть надсмотрщик, под принуждением и страхом наказания. Но когда надсмотрщик уходит, этот раб, почувствовав определенную свободу, ведет себя как животное. Поэтому сегодня, мы должны, из этой притчи сделать следующий вывод, что, действительно, прекрасно жить - хорошо. И если человек исполняет Заповеди Господни от страха, то, конечно же, и суд для него будет страшным. Совсем другое дело, когда это происходит из любви к Богу, когда человек понимает, что образ его поведения должен соответствовать образу Христа, который жил на этой земле, и показал всем Своим примером, всем Своим существом, как должен выглядеть человек, на что нужно равняться в этой жизни, и даже смерть принял так, как действительно подобает, с человеческим достоинством и любовью и состраданием к ближнему. Также должен поступать и Его последователь – христианин.

Пускай же Господь укрепит нас в этом видении и знании и даст нам возможность понять, что самое главное на этом суде, хоть он и назван страшным, это – любовь, любовь, которую сохранил человек в своем сердце. Если нет этой любви, то конечно, не на что опереться, и нам тяжело будет предстоять на суде Божием. Потому что ничто не сможет оправдать нас. Но если эта любовь была, то на ней может быть построено все дело нашего спасения. Не случайно это вдохновляло многих писателей, и вот у Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть такая притча о злой бабке, которая никогда ничего доброго не делала, жила для себя, со всеми ругалась, судилась, и была причиной многих людских бед и несчастий: некоторые из-за нее, можно даже сказать, пошли по миру. Но был в ее жизни один маленький случай, когда она пожалела нищую и дала ей гнилую луковицу.  И вот после ее смерти на страшном суде Господь ее судит, и говорится о том, что она, действительно ничего хорошего никогда не делала, все с каким-то расчетом…  Но, все-таки, в своей жизни она один раз, на самом деле, пожалела нищую. У нее тогда под рукой ничего не было, и она дала все, что нашлось – ту луковицу, потому что в тот момент любила этого человека, искренне жалела. И вот Господь ее простил. Не из-за того, что она хотела что-то получить взамен, а именно потому, что вот, она имела внутри себя такое чувство, то есть возлюбила этого человека как самого себя. Поэтому, это очень важно, и, наверное, это самое главное. С Богом нельзя войти в какие-то такие торговые отношения, с дальним расчетом, что вот я здесь положу, а Ты мне там, в каком-то духовном банке, воздашь. Это взгляд чисто рационалистический, не имеющий под собой духовных оснований.

Поздравляю всех с праздником, желаю помощи Божией.

Пускай Господь нас всех укрепит. Аминь.

Протоиерей Владислав Шмидт

19 февраля 2012 года


Назад к списку