Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Воскресенье 19.01.2014г. Крещение Господне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Воскресенье 19.01.2014г. Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Днесь приходит Господь на Иордан, чтобы освятить воды!», - так воспевает Церковь сегодняшний Праздник – Крещение Господне или Богоявление. Этого дня люди ждали с надеждой, ждали с упованием. Они понимали, что только свыше должно прийти спасение. И мы видим, что Церковь премудро нам предлагает видеть этот Праздник в завершении Святок. А в древности праздники Рождества и Богоявления совпадали. В народе у нас говорят про период Святок: «От звезды и до воды». Действительно, эти две недели, в течение которых мы праздновали пришествие в мир Спасителя, венчает Святое Богоявление. И то и другое говорят нам об очень важном событии в человеческой истории – Бог пришел к своим людям, пришел к тем, кого Он никогда не оставит в их жизни. Бог пришел к своему возлюбленному чаду – человечеству. И сегодня на Иордане Он засвидетельствовал эту любовь.

Святой Иоанн Предтеча, Его сродник по плоти, который родился для единственной цели – быть свидетелем пришествия в мир Мессии, когда увидел Господа, изумился и спросил: «Неужели Ты хочешь, чтобы я, тленный человек, возложил на Тебя руку крещения? Ведь это я нуждаюсь в Твоем благословении, я должен быть освящен Твоей благодатью!». Он остолбенел в ужасе, но Господь, опять же, по великой Своей любви и смирению сказал: «Нам надлежит исполнить всякую правду, совершая это крещение». И оно было совершено. Когда Господь вышел из воды, разверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а  раздавшийся небесный глас, который слышали все, подтвердил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение !».

Этот Праздник, который описывает  события евангельской истории, приближает нас к очень важной и замечательной мысли: «Все, что делается Богом по отношению к человеку, имеет далеко идущие последствия и основано на каких-то очень глубоких корнях, каких-то исторических событиях, которые уже имели место в жизни людей, но носили чисто нарративный  характер».

Вот, перед нами образ воды. Вода описывается, как перво-вещество – некая материя, из которой был сотворен весь наш мир. И в Библии мы об этом читаем. Библейский писатель не вдается в какие-то химические формулы, не описывает физические состояния этой материи, он просто говорит о том, что мир был похож на воду и Дух Божий носился над водою, и из этой воды Он творил все формы этого мира, все то, что нынче окружает нас.

Действительно, воды могут быть благодатными, они могут вместить в себя Дух Святой, они могут нас оживить, дать нам силы. И это мы читаем в первых строках Библии. В других местах о воде тоже сказано, но библейский писатель говорит уже о ее разрушительной силе. Например, воды потопа, которые вмиг стирают по лицу земли всякую неправду. Воды, которые расступились перед богоизбранным народом, пропуская его из земли рабства в землю свободы, но потом, сомкнулись над главами преследователей, уничтожив эту злую силу. Эту воду мы тоже видим. Мы видим, как воды повинуются слову святых. Например, святому пророку Елисею, когда он берет плащ своего учителя, ударяет по водам, и они расступаются, пропуская его на другой берег. Тоже произошло во время завоевания обетованной земли евреями. С ковчегом завета богоизбранный народ прошел по воде, расступившейся под их ногами. Воды источника в раскалённой пустыне по молитве Моисея делаются из горьких – сладкими. Это все воды, это все образ первовещества, это все то, что может вместить Дух Святой.

И вот сейчас, в этот Праздник, Иоанн Креститель совершает крещение. Что это было за крещение? Это не было тем крещением, которое получит в Церкви всякий человек, решивший стать христианином. Это было крещение покаяния, это был видимый знак того, что человек омывает свои грехи не только слезами, но и водой, которая есть символ очищения. Иоанн Предтеча, крестивший на брегах Иордана, призывал к себе всех тех, кто имел нужду в исправлении, в исцелении от своих грехов. Люди приходили, каялись, омывались и выходили из воды. И пришел среди них Господь, чему и изумился Иоанн. Ведь Он Святой и не имел нужды в покаянии, очищении. Но зашел Он в эти воды, оскверненные чужим грехом, к которому не имел никакого отношения, и освятил эти воды, и сделал их вновь теми благодатными, несущими в себе жизнь, как тогда, в начале творения мира. Не случайно, в Апокалипсисе есть такие слова: «Се творю все новое». И вот, в Евангелии Господь вновь творит наш мир, заново, являясь родоначальником нового, святого поколения - поколения христиан, которые должны очиститься, но уже другим крещением, тем крещением, которое совершается сейчас в Новом Завете среди нас, в Церкви. Мы возрождаемся к вечной жизни. Стирается из сердца человеческого грех, и дается как семечко, как зерно, Благодать Святого Духа. Задача человека – вырастить из этого семени огромное дерево, покрытое плодами. Поэтому, вспоминая сегодня этот Праздник, мы мысленно зрим в его глубочайшие корни, в его прообразах и последствиях. Потому что это не просто вода, это - благодать, которой Бог позволяет нам причащаться, кропиться и прикоснуться посредством это удивительного вещества к самой нетленной Своей Божественной природе. Поздравляю всех вас с Праздником, желаю помощи Божией, чтобы сегодняшний день был светлым и праздничным для каждого из нас. С Праздником!

Протоиерей Владислав Шмидт

19 января 2014 года


Назад к списку