Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

- комментарии отключены -

29 Ноябрь 2011

Елена спрашивает:
Подскажите, как правильно: когда чувствуешь, что ты согрешил, каешься, но сразу не исповедуешь свой грех, потому что не готов причаститься; потом проходит время, ты понимаешь, что нельзя долго без причастия, начинаешь все вспоминать, записывать ,но такого сокрушения уже нет, так как прошло время, и исповедь получается, как отчет. Или лучше сразу исповедоваться, даже без причастия?

протоиерей Владислав отвечает:
Церковная традиция свидетельствует о том, что необходимо почаще подходить к исповеди, хотя бы один раз в неделю, но если такой возможности нет, следует прибегнуть к примеру святого праведного Иоанна Кронштадского. Она известна нам из его дневниковых записей. В конце каждого дня он записывал свою исповедь, и не просто записывал, а становился на колени перед иконами и в присутствии невидимого Бога изливал сою душу, просил прощения грехов и помощи к их преодолению. Бог – живой и вездесущий, Он всё видит, знает и ждёт нашего обращения. Он хочет сердца человека, а не сухой отчётности, потому не следует ждать исповеди в храме, а немедленно каяться, мысленно обратившись к нашему Отцу.

23 Ноябрь 2011

Жанна спрашивает:
Здравствуйте. Я недавно переехала в Ялту, подскажите какой храм в городе относится к Русской православной церкви и по какому принципу выбрать из нескольких? Спасибо.

протоиерей Владислав отвечает:
В Ялте все православные храмы находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Традиция подсказывает, что нужно посещать тот храм, который ближе к месту Вашего проживания, но практика бывает совершенно разной. Вы можете ездить в другой конец города на службу в храм, только потому, что Вам в нём что-то понравилось: внешнее убранство, архитектура, пение хора, проповеди священника, доброжелательность прихожан (нужное подчеркнуть). По этому признаку и становятся членами прихода того или иного храма. Бог Вам в помощь.

17 Ноябрь 2011

Татьяна спрашивает:
А как тогда со степенью духовности у мужчин и женщин? Если существует такая разница, значит и сравнивать нельзя? Мы как "скрещивающиеся прямые"(никогда не пересекаются) или как "диполи воды"(притягиваются и выстраиваются в цепочку)или еще как-то?...

протоиерей Владислав отвечает:
Я же написал, что природа мужчины и женщины одинакова - человеческая, а значит, в равной степени ей присущи все свойства, которые Бог вложил в неё. Если Вы думаете, что степень духовности у мужчин и женщин разные, то, наверное, заблуждаетесь. Присутствие в храме ещё не показатель духовности. Вообще, духовность в христианском понимании такая универсалия, о которой может судить только Бог и сравнивать действительно нельзя. Нужно сказать, что человек это не математическая единица и не элементарная частица, а живая ипостась, которая намного сложнее и диалогичней всех существ на свете. Аналогии из мира неорганики (и даже органики) не применимы к носителю свободной воли, потому святые отцы учили что " Бог нас без нас не спасает".

17 Ноябрь 2011

Инна спрашивает:
Как на Вашем приходе проходит подготовка к престольному празднику, нужна ли какая-нибудь помощь?

протоиерей Владислав отвечает:
Спасибо, нужна. В субботу, после Литургии - уборка.

16 Ноябрь 2011

Татьяна спрашивает:
Как Вы считаете, почему в храмах больше женщин? Это связано с их природной чувствительностью и эмоциональностью или есть еще какие-то аспекты?

протоиерей Владислав отвечает:
Я могу только высказать своё мнение. Читая Святое Евангелие, видишь, что самыми верными и бесстрашными людьми, самыми преданными и сострадательными были женщины. Так и в Его Церкви было, есть и, наверное, будет. Какие-то глубокие богословы усмотрели в этом отголоски библейского сказания о сотворении первой женщины. Бог создал, как известно, сперва Адама. И создал его из праха земного до того, как поселил в раю. Из внешнего был сотворён Адам, а внешнее, оно поверхностно и тривиально. А Ева была сотворена в эдемском саду из "внутреннего", из ребра мужа своего, Адама, и потому она - сокровенна, глубока, даже загадочна. Она - дитя рая и в этом смысле, наверное, сохраняет свою первородную заданность до наших дней. Природа Адама и Евы была одинакова, но какие-то стороны индивидуальности полов получили свой отпечаток, наверное, ещё в момент творения людей Богом.

14 Ноябрь 2011

Татьяна спрашивает:
Можно и нужно ли молиться о нерожденных детях?

протоиерей Владислав отвечает:
Если речь идёт о детях, которые были убиты в утробе матери, или произошла их гибель в результате преждевременной (до родов) смерти без вины людей, то возникает вопрос, как молиться за неродившихся и некрещённых младенцев? Я думаю, что молиться необходимо самой матери, которая таким образом потеряла детей. Нужно молиться своими словами, не в храме, а у себя дома. Слова молитвы могут быть такими: «Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи Иисусе Христе сыне Божий, ради твоего милосердия за веру и слёзы мои, окрести их в море щедрот Твоих и не лиши их Света Твоего Божественного!» Эту молитву можно прибавлять к вечерним и утренним молитвам всю жизнь, ещё можно отнести в церковь или в детский приют, для малоимущих деток, что-нибудь, что может их порадовать. Главное для матери от всего сердца покаяться в грехах и просить Господа о прощении и исправлении.

10 Ноябрь 2011

Кристина спрашивает:
Спаси Господи. Я молилась за своих врагов, но более опытные прихожане сказали, что прежде чем молиться о других, тем более об обидчиках,нужно стать совершеннее самой, побороть свои грехи.
уточните пожалуйста.

протоиерей Владислав отвечает:
Путь человеческой жизни понимается христианством, как путь восхождения. Действительно, только совершенные люди могут брать на себя исполнение подвига. Но Бог посылает свою помощь, которая на языке Церкви называется благодатью. Если в сердце у человека живёт любовь, то само сердце будет подсказывать, как и что делать. И тогда невозможное человеку будет возможно Самому Богу. Конечно, проще смалодушничать и сослаться на свои несовершенства. Но тогда мы все (и даже святые, потому, что настоящий святой человек никогда не видит и стыдится своей святости) не годимся для роли таких молитвенников. Что такое молитва за врагов? Это указание Христа на то, что Его последователь должен быть не только незлобив, но и благодарен Богу, за напоминание о собственном несовершенстве, которое привносится контекстом повседневной жизни. Помните, как Христос говорил своим ученикам: "горе вам, если все будут говорить о вас хорошо". Если у нас есть враги среди людей, значит, мы так себя ведём, что даём повод этим "врагам" появляться. А на самом деле те, кого мы называем врагами, такие же несчастные и слепые, как и мы сами. За их "враждой" к нам стоит дьявол (наш настоящий враг) и радуется, что мы в слепоте своей бьём друг друга. Молитва же всё ставит на свои места: укрепляет нашу любовь и посрамляет дьявола.

09 Ноябрь 2011

Елена спрашивает:
Как известно, Господь каждому дает талант при рождении. А что делать если ты его сразу не распознал и ступил на другой путь, стал ,скажем, менеджером, а не врачом; и страшно порой становится от мыслей, что ты мог принести пользу людям, а в итоге сам еле держишься.

протоиерей Владислав отвечает:
Мне кажется, что Вы принципиально неправильно ставите вопрос изначально. Притча о талантах, с которой обращается в Евангелии Господь Иисус Христос, не о профессии, не о делах «мира сего».
Если мы начнём читать от Матфея 24-25 главы, увидим, что притчи, которые в них содержаться все до единой посвящены Второму пришествию Христа и установлению Им Царства Небесного в обновлённом мире. И вот Христос на примере целого ряда притч показывает, кто войдёт в это Царство. По толкованию некоторых святых отцов под талантами должно понимать душевные способности и духовные дарования, употребляя которые правильным образом, можно делать добро себе и ближним. Но такое объяснение можно принять лишь с некоторой «натяжкой». Св. Иоанн Златоуст говорит о том, что талант – это не просто дарование, а это своего рода зерно веры, которое всевается Богом в душу каждого человека. Это Божий дар благодати, который Бог даёт свободно каждому и всем без исключения людям. После этого, задача человека вырастить из этого зерна дерево веры и получить плоды с этого дерева. Поймите, что речь не идёт об особенностях нашей спецификации во временной жизни, а о том, что доступно каждой душе – о вере в Бога и последующей степени нашей благодарности Господу за этот бесценный дар.
Но что такое вера? Каким образом мы можем знать, что в нас живёт этот небесный дар? Апостол Павел пишет «вера – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). То есть это врождённое чувство стремления человека к тому, о чём он знает не умом только, не в связи с определённой традицией или привычкой, не в силу идеологии или нравственного выбора, а в результате безотчётного опыта, который включает в себя все аспекты духовной, душевной и физической его деятельности. Об этом опыте очень хорошо сказал св. Августин, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя и метётся наше сердце, доколе не успокоится в Тебе».

05 Ноябрь 2011

Елена спрашивает:
Отец Владислав, подскажите как правильно понять свою миссию в жизни, как распознать, что именно хочет от нас Господь и какими желает нас видеть,чтобы не прожить свою жизнь зря.

протоиерей Владислав отвечает:
Уважаемая Елена! Как Вы понимаете, мерилом правильной жизни человека являются заповеди, которые дал нам Господь. Поэтому, отвечая на ваш вопрос «как распознать, что именно хочет от нас Господь и какими желает нас видеть?» можно указать на исполнение именно этих азов духовной жизни. Кроме Десяти заповедей Ветхого Завета, для христиан огромное значение имеют девять заповедей Блаженства, которые Господь наш Иисус Христос сообщил в контексте Нагорной проповеди. Они есть в Евангельском тексте (Мф.5.2; Лк.6.20), их поют почти на каждой Божественной Литургии в храме. Славянское слово «блаженство» в переводе на наш язык означает «счастье», то есть такое состояние, когда человека охватывает неизреченная радость, и он стремиться поделиться ею, сообщить об этой радости каждому живому существу. Мне кажется, что было бы правильным, найти руководство к пониманию заповедей Блаженства в книге св. Иоанна Лествичника «Лествица», кое-что есть в книге поучений Аввы Дорофея, очень много в трудах святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, которые есть в библиотеке при соборе св. Александра Невского. Можно прочитать много литературы, а главного не понять. Потому что наше несчастье вовсе не в том, что мы не знаем, какими желает нас видеть Господь, а в том, что наша испорченная грехами природа сама противится этому знанию. Нам недостаточно только узнать, нам нужно преодолеть природу, а здесь без помощи Божией, без Его Духа мы не справимся. Ведь подумайте «золотое правило» древних религий гласило: если хочешь быть счастливым, «не делай другому того, чего не желаешь себе». И, наверное, этого было достаточно на каком-то приготовительном этапе человеческой цивилизации. Но вот приходит Христос и говорит: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга так, как я возлюбил вас». В чём новизна этой заповеди? Она в том, что Христос возлюбил нас больше Себя, до ужаса Гефсимании, до предкрестных мук, до смерти Богочеловека от рук тех, за кого он принёс Свою жертву. Поэтому, если мы хотим, чтобы христианство прозвучало в нашем сознании в правильном ключе, мы должны всегда помнить о его главных утверждениях: 1. Христос-Спаситель, и спасение – есть единение с Ним; 2. Это единение предполагает синергию – то есть человек действует, совершает поступки, а Бог содействует и помогает избежать зла и направляет к добру. Поэтому святые отцы говорили «Бог нас без нас не спасает»; 3. Спасение возможно только в результате внутреннего духовного перерождения человеческой природы, когда в ней, в самой природе, уничтожается грех. Не в результате исполнения какой-то определённой суммы добрых дел, не в силу чьих-то молитв и чудес, а потому, что, придерживаясь правильной духовной жизни, человек перестаёт мыслить греховно и совершать греховные поступки. И здесь существует определённая закономерность: чем выше духовность такого человека, тем меньше он видит свои добродетели и усерднее оплакивает свои грехи.
Новизна духовности, которую предлагает христианство в том, что Христос заповедует молиться за врагов, как за благодетелей. Это - то малое, с чего начинается путь жизни христианина и то великое, что многим из нас не под силу.

04 Ноябрь 2011

Роман спрашивает:
Я стал крестным отцом. Хотелось бы с достоинством нести это звание. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы и назойливым не быть и в то же время не пропустить чего-то важного в воспитании? Где граница обязанностей?
Спасибо.

протоиерей Владислав отвечает:
Среди многообразия аспектов духовной жизни таинство св. Крещения и всё, что с ним связано, играет исключительную роль. Нужно сказать, что само таинство святого Крещения ещё в первые века христианства считалось вторым рождением со всеми вытекающими из этого последствиями. В ту эпоху (а это время гонений) быть христианином было совсем небезопасно. Поэтому, вы понимаете, на какой высоте была духовная жизнь христиан. Затем, в эпоху Вселенских соборов, Крещения приняли массовый характер, и многие становились членами Церкви чисто формально. Но даже тогда, на Крещение смотрели, как на событие огромной важности. Ведь благодаря Крещению верующий во Христа исцеляется от своих грехов. К таинству готовились очень тщательно около года проходя курс обучения в специальных катехизаторских училищах. Только накануне дня Св. Пасхи совершали массовые крещения оглашенных (то есть тех, кого огласили публично в храме, как лиц, готовящихся принять это великое таинство). Главное в этом таинстве – вера самого человека принимающего его. Но если крестится ребёнок, вера которого неосознанна? Для него необходимы крёстные родители, то есть те люди из числа христиан, которые смогли бы научить основам христианства. В наше время, к сожалению, люди не понимают в чём глубокий смысл всех Таинств Церкви. Смотрят и на Крещение, как на некий ритуал, традицию, которую нужно исполнить. Смысл таинства св. Крещения и других таинств( а их всего семь) в том, что благодаря этим мощным действиям Святого Духа, человек может прикоснуться к своему Творцу, он становится способным через вещество таинства стать единым с невидимым Богом. А в таинстве св. Крещения происходит такое воздействие благодати, что диавол, находящийся до этого в сердце человека (в сердце, как некоем духовном центре всей его жизни) диавол изгоняется во вне и после этого начинаются его непрестанные попытки вернуться обратно. То, как человек противоборствует этим диавольским действиям, называется духовной бранью (войной). Задача крестных родителей помочь маленькому человеку справиться и победить в этой брани. Ведь дело не в том, что вам необходимо часто бывать в семье крестника и учить его, а главное в примере, который вы можете ему показать своей жизнью. Опыт показывает, что молитва о человеке, подчас, может больше значить, чем назойливое и тщательное воспитание.