Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Задать вопрос

  
22 Апрель 2016

р.Б. Елена спрашивает:
Благословите, батюшка! Я хочу задать вопрос о канонизации царской семьи. Я во многом уважительно отношусь к жизненному пути царской семьи, который описывается в разных источниках, считаю ужасным преступлением их убийство, но не чувствую их святости, если так можно выразиться. Вместе с тем я понимаю, что совершенно не могу судить о чей-то святости, а значит должна полагаться на решения нашей церкви. Слышала выступление Осипова, в котором он, вроде, тоже не очень поддерживал эту канонизацию. Все это ведёт к тому, что я формально осеняю себя перед их иконой крестным знамением, без "тепла". Как быть? И ещё вопрос по теме. Могу ли я креститься перед иконами в храме, если мне не известны святые и их житие, которые изображены на этих иконах. Или это лицемерие и фальш?

протоиерей Владислав отвечает:
В Церкви ничего не бывает случайного или под влиянием сиюминутных увлечений. Канонизация человека очень ответственный шаг, к нему готовятся долгие годы и, как правило, учитывают следующие аргументы: благочестивая христианская жизнь канонизируемого, прижизненные и посмертные чудеса, нетление мощей, народное почитание. В случае с царской семьёй главным аргументом была их мученическая кончина. Их исповеднический подвиг и та любовь, которая была между ними. Потому так сложно понять глубину их поразительной святости, что она никогда не выпячивается в их житии, не экзальтируется, не выносится на показ. И еще, слишком много лжи и клеветы вылилось на их головы за весь 70-летний срок советского плена нашей страны и Церкви. Главное, чего не могут понять люди, подобные Вам: это то, почему человек, который в детстве, будучи наследником, отроком, сказал своему отцу – могучему императору: «когда я стану царем, в моей стране не будет ни одного несчастного человека». Который всё возможное делал для того, чтобы так и было, и который, доверившись своим помощникам и подданным, был, в конце концов, ими же предан, оболган и убит, вместе с женой, детьми и теми немногими, что сохранили свою верность. Это результат чего? Я скажу – это результат того, что все сословия Русской земли, которые лично давали присягу на верность династии оказались предателями этой присяги. Отсюда все бедствия страны, которая до 1917 года была ведущей страной мира и влияла на судьбы планеты, до сих пор – страна изгой, страна 80% населения которой влачит нищенское существование при таком огромном богатстве и народных талантов и природных ресурсов. Проклятие Божие до тех пор не снимется с нашего народа, пока мы не поймем, что мы наследники предателей, или тех равнодушных, по молчаливому согласию которых, происходят все убийства и предательства на земле. Я говорю о том, что это должен почувствовать каждый человек своим любящим сердцем, своей благородной статью, своим стремлением во всем видеть замысел Божий, а не происки врага. А у нас сейчас самый славный герой – Сталин, убийца и тиран, который уничтожил в 1930—1953 годах во всех местах заключения 1,76 миллион человек. Это по данным архивов. Частные же расследования называют цифру в 4-6 миллионов. Это не считая жертв Великой Отечественной войны в 30 миллионов, которая была результатом неумелой и бездарной сталинской политики. Кровавый режим уничтожал любое инакомыслие и культивировал «религию коммунизма», превращавшую человека в винтик огромной машины будущего счастья. И для сравнения почитайте Чехова, при всем откровенном аполитизме его писательского таланта, мы читаем и наслаждаемся той внутренней свободой и самого автора и его героев-современников, которые дышат воздухом обновления и желания чистоты и гармонии человеческой жизни николаевской России. Такую жизнь им давал «режим Николая Кровавого» - нашего царя-мученика, монарха с ангельским сердцем. Не видеть этого, не понимать этого невозможно. Я не могу говорить без пафоса, о таком не пафосном человеке, как наш последний Государь, только потому, что еще вижу вокруг себя людей, считающих, что величие страны и истории России связано с унижением личности и человеческого достоинства тех людей, которые в ней живут. Только этим можно объяснить такую популярность Сталина и Ивана Грозного в современном нашем Отечестве.
Любой святой, подвиг которого освящает Церковь, достоин поклонения и потому Вы, вполне, можете креститься и кланяться перед иконами даже тех святых, о которых ничего не знаете. Заодно будет повод узнать.

22 Апрель 2016

р. Б. Елена спрашивает:
Благословите, батюшка! Раньше я посещала храм не согласовывая это со своим мужем. Но послушав лекции Осипова и Масленникова, стала спрашивать у него разрешения. Это очень хорошо отражается на наших отношениях, но т. к. муж не воцерковлен, то и разрешение он даёт в зависимости от своего настроения и планов. Я стала меньше бывать в храме, а, соответственно, и дети. Это непостоянство, одна из видимых мною причин, по которым уже подросшие дети зачастую отказываются идти в храм и причащаться. Кроме того, мой муж из соображений любви и заботы обо мне, запрещает мне поститься и очень сердится, если я пытаюсь его ослушаться, т. к. считает,что этим я наношу вред своему здоровью, а если кормлю младенца, то и ему. Отсюда и странная ситуация, когда я не слушаюсь заповедей о посте, не посещаю храм и не могу взять благословение, т. к. взяв благословение не смогу поститься из послушания к мужу. Но зато вспоминая апостолов, слушаюсь мужа. Так как же быть? И права ли я, что не вожу в храм детей 11 и 8 лет принудительно, а только когда они сами хотят причаститься?

протоиерей Владислав отвечает:
Как сказано в Древнем патерике: «любовь выше поста». Я не видел ни одного человека, которого соблюдение поста само по себе сделало лучше или хуже. Пост – это духовное упражнение, связанное с воздержанием от того, что мы называем страстным вожделением. То есть от желания жить по своей воле. Пост – это упражнение человеческой воли в способности не делать всего того привычного и сладостного чего желает наша неверная и глупая душа. Вы можете не соблюдать правила пищевого поста, но постарайтесь всё же втайне от мужа это делать, «и Господь, видящий тайно, воздаст Вам явно». По поводу детей, чтоб не повторятся, я уже написал в первом ответе, еще добавлю, что хотелось бы чтоб Ваш супруг сам услышал от своих чад: «папа, пойдем с нами в храм сегодня».

22 Апрель 2016

р. Б. Елена спрашивает:
Благословите, батюшка! На исповеди бываю редко и беседую с Вами очень сумбурно от смущения, поэтому задать вопросы обстоятельно могу только здесь. Я могу посещать храм только с детьми, и вынуждена в храме следить за ними, держать на руках, успокаивать и пытаться достойно подвести к Причастию. К тому же я ещё и суетлива. Никакого молитвенного настроя у меня сразу нет, только диспетчерский. Посоветуйте, что я могу сделать, чтобы я в этот момент была не только сопровождающим, но и сама была бы в храме. Если не ошибаюсь, то Осипов в лекциях рекомендовал не мешать другим людям участвовать в богослужении присутствием детей и внимательно следить за ними, пусть и в ущерб, временный, своей духовной жизни в храме.

протоиерей Владислав отвечает:
Здравствуйте Елена. Важный вопрос. Каждый раз обращаю внимание, что во время Божественной Литургии (особенно во время Евхаристии, когда в храме устанавливается звенящая тишина) громко пищат и кричат младенцы, матери которых, в это время, блаженно молятся. С одной стороны, если они не очень громко, то это умиляет, так как чувствуешь, что наша Церковь всё еще «в муках рождения» и продолжает давать будущих святых. Но с другой стороны всегда возникает сомнение, что такое восприятие богослужения для ребенка станет благотворным для его дальнейшего духовного роста. Поэтому я вспоминаю совет, который дал на страницах своей книги «О вере и Церкви» митрополит Антоний Сурожский. Он, вспоминая о своей юности в рядах православной молодёжной эмигрантской среды, рассказывал об одном примере из жизни семьи Лосских, знаменитых богословов и философов русской эмиграции, и ставил им в заслугу, что матушки приводили и приносили на руках своих малолетних отроков и отроковиц к моменту, когда начиналось причащение. Они на цыпочках подходили к причастию и абсолютно благоговейно, внимательно, не торопясь, причастившись, шли к запивке и немедленно покидали храм. Все дети стали добрыми христианами. Думаю, выбор за Вами. Мы можем потерпеть и порадоваться, что дети в храме, но кто даст гарантию, что привыкание к храму для них не станет в дальнейшем тяжелой обузой нести послушание по выстаиванию службы. Они должны знать, что посещение храма в воскресение - это не тяжкая ноша, а величайшая радость и удовольствие, которое нужно еще заслужить. И митрополит пишет, что матушка Лосская, если дети в течении недели вели себя отвратительно и чрезмерно шалили, говорила особо провинившимся: «сегодня мы все идем в храм, а Миша с нами не пойдет, потому, что всю неделю он вёл себя ужасно, как маленький бесёнок, и не заслужил этой награды, побывать в том месте, где присутствует небо на земле».

22 Апрель 2016

р.Б. Елена спрашивает:
Благословите, батюшка! В интернете много противоречивых мнений, в том числе, и представителей нашей церкви, относительно лекций и деятельности Сергея Масленникова. Сама я его лекции слушаю и воспринимаю их как научающими вере, очень помогающими смиряться и не роптать, т. к. получаешь по заслугам. Но что я могу об этом знать, практически безграмотный в вере человек?! Особенно настораживают "перебранки" между Масленниковым и , не менее, мною слушаемым и воспринимаемым, Осиповым. Очень бы хотелось услышать Ваше мнение о лекциях Масленникова. Т. к. о лекциях Осипова я уже прочитала в ответе в этой рубрике.

протоиерей Владислав отвечает:
К своему стыду имя Сергея Масленникова я слышу впервые. В то же время Алексея Ильича Осипова, профессора МДА и доктора богословия, знаю лично, и в бытность мою преподавателем Таврической духовной семинарии именно его лекции по Основному богословию были той ученой канвой, по которой проходил поток моей педагогической деятельности. Очень подробно знаю и о тех «трудных» местах в богословии, которые по- своему преподносит А.И. Осипов, также я читал критику по его адресу такого уважаемого мной и тонкого богослова, как архимандрит Рафаил (Карелин). Хочу Вам сказать, что с последним я настолько единодушен во всём, о чем он пишет, но только не по поводу А.И.Осипова. Почему? Это отдельный разговор и требует большого времени и простора, которого, к сожалению, нет. Скажу одно: еще святой апостол Павел писал: « должны среди вас быть разномыслия, дабы открылись искусные» (1Кор.11:16-19). Это хорошо, когда в Церкви идут дискуссии и ее чада по братски спорят, отстаивая свои мнения (кстати, это слово в обратном переводе на греческий, означает «ересь»). Это говорит о том, что Церковь живой организм и в ней происходит постоянное движение, возникают новые идеи, способные увлечь к более точному уяснению Божественной истины. Но не все идеи остаются, соборный церковный разум оставляет только очевидные, а все те, что от лукавого ума века сего, остается за бортом Церкви. Желаю Вам мудрости и Божией помощи.

07 Апрель 2016

Екатерина Валериевна спрашивает:
С праздником, батюшка! С праздником братья и сестры!
Бог, да Матерь Божия,
Да Благая Весть.
Здравствуй всё хорошее,
Что на свете есть.
Нам Христос откроется,
Нам Христос придёт.
Матерь Богородица
Беды отведёт,
С чудом Благовещенья
Снова обретя,
Как простая женщина,
Милое дитя,
Чтоб заветною ношею
Миру преподнесть
Весть о Сыне Божием,
Всем Благую Весть....
Александр Панченко

21 Март 2016

Лидия спрашивает:
СПАСИ ГОСПОДИ ВАС БАТЮШКА ЗА ОТВЕТ.ВЫ МЕНЯ ПРОСВЕТИЛИ.ТЕПЕРЬ У МЕНЯ НЕТ СОМНЕНИЙ,ЧТО ЭТО ОПЕЧАТКА. ПУСТЬ ГОСПОДЬ ВАС ХРАНИТ.

18 Март 2016

Екатерина Валериевна спрашивает:
Подарок от поэта,Панченко Александра:
Нас не поставить на колени в чреде насилий и измен.За нами мИнувшего тени, не преклонившие колен...Пусть сиволапо неуклюжи, но век из века нас терпя, да будут святы наши души, не предававшие себя...ни в судный день, ни в жизни бренной, ни с незапамятных времён, как жив и свят наш дух нетленный, что не коленопреклонён...

С праздником,братья и сестры!

18 Март 2016

Екатерина Валериевна спрашивает:
Здравствуйте)Поздравляю всех с началом весны духовной-Великим постом!У меня-подарок:
http://www.stihi.ru/2016/03/08/2175

16 Март 2016

Лидия спрашивает:
Отец Владислав меня беспокоит, что за Литургия Преждеосвященных Даров/ Св. Григория Двоеслова, папы Римского 25 марта, которая написано в вашем расписание??? К чему папа Римский? Они никокого отношения не имеют в Православной церкви. Это ересь чистой воды.

протоиерей Владислав отвечает:
Здравствуйте Лидия.
Не безпокойтесь. В наш текст, вкралась досадная ошибка. Сотрудница, составляющая расписание, должна была написать вместо слова «папы», слово «епископ», но она написала так, как было написано в Православном календаре на 2016 год под этим числом ( читайте: 25 марта по новому стилю, а по старому - 12 марта). Можете сами в этом убедиться, раскрыв календарь на этой дате. Однако это не особо меняет дело, потому что святитель Григорий Великий, живший в VI веке, когда западная и восточная часть Христианства были едиными, действительно являлся папой и возглавлял Римскую епископскую кафедру до12 марта 604 года. «Двоесловом» его именуют за составленную им замечательную книгу поучений под названием «Собеседования (то есть диалоги) италийских отцов и о бессмертии души».
Теперь о Литургии Преждеосвященных Даров. Эта литургия, по преданию составленная святым Григорием (кстати, это предание хранится только Русской Православной Церковью, а Церкви православного востока приписывают ее другим авторам), является богослужением, которое совершается только в период Великого Поста (по средам, пятницам и дням празднования, когда по богослужебному Уставу полагается полиелей), кроме субботы и Воскресения, а также она совершается в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице. Преждеосвященной называется потому, что Святые Дары, которыми на ней причащаются верные, освящены на воскресной Литургии, то есть заранее [прежде]. В ней отсутствует Евхаристический канон, однако включены многие чтения из Священного Писания Ветхого Завета (псалмы и паримии). Совершение Литургии Преждеосвященных Даров связано с тем, что Церковь заботиться, как мать о своих детях, и не хочет оставить нас без Причащения святых Тела и Крови Господних в седмичные дни Великого поста.
Вы правы, нынешние папы римские (католики) действительно никакого отношения не имеют к нашей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви. Но опечатка в тексте объявления не является ересью (тем более, как Вы пишите: «ересь чистой воды», а я думаю, что ересь не может быть чистой). Просто непреднамеренная оплошность. Спасибо Вам за бдительность, мы ее исправим!

15 Март 2016

Эльвира спрашивает:
Здравствуйте, отец Владислав! Пожалуйста, разъясните такую ситуацию: у меня подруга - еврейка, она не посещает синагогу, но очень любит со мной посещать храмы, при этом не крестится ни перед входом, ни перед иконами, только ставит свечи и подолгу простаивает перед образами... Скажите, это неподобающе или, принимая во внимание её национальность, и то, что Бог един, ничего страшного? Заранее благодарна за ответ.

протоиерей Владислав отвечает:
Здравствуйте Эльвира. Как сказал Господь: «по вере вашей да будет вам». Никто не вправе осуждать человека за его внутренние убеждения. Никто не сможет внушить Вашей подруге одну простую мысль, что спасает человека (то есть вводит в общение с Богом) не свечи и молитвы, а духовное содержание его жизни. Сами истоки побуждений, которые руководят нашими поступками, нам неизвестны. От Бога ли они или от лукавого – мы не знаем. Под духовным содержанием жизни я понимаю евангельские заповеди блаженства. Попробуем -ка их исполнить? Только приступим быть «нищими духом», то есть такими людьми, которые ничего в этой жизни не считают своим, а все только полученным во временное пользование. Полученным, для того, чтобы разделить с ближним, а то и отдать все нуждающемуся человеку. Кто про себя может сказать такое? Такими, кстати, были святой отец Иоанн Кронштадтский или преп. Мария Египетская. Для Бога, я думаю, не важно, какая у тебя национальность или крещен ты в настоящий момент или нет. Пока ты жив, у тебя есть возможность креститься. Потому что человек, не получивший таинства святого Крещения, имеет слабую надежду на Царство Небесное. Но важнее всего этого -состоянии твоей души – любила ли она Бога и то добро, которое Он несет людям или больше любила этот мир и его идолов (богатство, славу, покой, безопасность, родственные связи, жизнь без скорбей и лишений и многое другое, включая политические симпатии и идеологические предпочтения)? Я ведь не знаю о чем молится Ваша подруга. Но если это дары временные, лежащие только в поле века сего, то есть вот этого, нашего мира, лежащего во зле, то она их непременно получит. Но не получит главного, чего на самом деле просит ее душа, которая «по-природе христианка» (Тертуллиан), не получит, увы, Царства Небесного.